Siding-laminat.ru

Сайдинг Ламинат
0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

История и ценность старинных серебренных ложек с клеймом

Серебряные ложки появились в античности — в Древней Греции и Риме. В Средневековье приборами из серебра пользовалась в основном знать и двор короля. Более широкое распространение они получили в эпоху Возрождения. Тогда появился интересный обычай дарить на крестины так называемые апостольские ложки. Черенки ложек были украшены изображением святых, Иисуса и Богородицы.

ложки из серебра

Серебряные чайные ложки

Крёстные побогаче дарили пару ложечек, а именитые и знатные именинники получали полный столовый гарнитур на 12 предметов.

Ребёнку обычно вручалась ложка с именем апостола, в честь которого он был назван.

Такой подарок могли позволить себе далеко не все. Поэтому появилась пословица: «Он родился с серебряной ложкой во рту».

Обычай украшать приборы декором распространился в эпоху барокко, когда ложечки стали украшать сложными узорами, на них стали наносить пейзажи и другие изображения.

На Руси ложки из серебра появились на исходе первого тысячелетия. В 998 году дружина князя Владимира получила ложки в качестве подарка за переход в христианскую веру и отказ от язычества.

В России ложечка являлась хорошим подарком. Её дарили не только на «зубок», но и в честь поступления ребёнка в гимназию, молодожёнам на свадьбу. Обеспеченная семья запасала столовые приборы дочери в приданое. Обычно оно передавалось из поколения в поколение.

Гиганты фарфоровой промышленности СССР

На территории Советского Союза действовало 178 предприятий, выпускающих тонкостенную керамику. Не вся их продукция была равноценной, но среди предметов массового потребления встречались настоящие шедевры, цена которых на антикварных аукционах может превышать $1 млн. Наиболее востребованы статуэтки и посуда, выпущенные до 1960-х годов. Строго говоря, это – не антиквариат, а винтаж, но советский фарфор представляет исключение из общих правил.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Большинство фарфоровых фабрик находились на территории современной России и Украины. Поскольку ведущие скульпторы-керамисты СССР работали над одними темами, либо сотрудничали сразу с несколькими предприятиями, сходные работы встречаются у разных производителей. Например, знаменитую серию «Хозяйка Медной горы» по мотивам сказок П. П. Бажова выпускали Ленинградский и Минский фарфоровые заводы, а также Дулёво и Гжель. Статуэтки немного отличаются по стилистике, но близки по композиции и цветовой гамме.

Клейма фарфоровых заводов СССР

Новички смогут определиться, какому производителю принадлежит та или иная фигурка в первую очередь, по маркировке, она же расскажет о периоде изготовления фарфора. Это позволит заплатить за статуэтки настоящую стоимость или продать их по адекватной цене. Кроме того, защитит от новодельных копий, которые стали бичом российского антикварного рынка. Помимо «фирменного» клейма на донышке изделий может указываться сортность, зашифрованная дата изготовления и партия, стоять авторская подпись. Фальсификаторы, особенно китайские, пропускают такие «мелочи».

Клейма фарфоровых заводов СССР

Чаще других подделывают изделия лидеров фарфоровой индустрии. «Имя» производителя влияет на цену не меньше, чем уникальность антикварной или винтажной продукции. Поэтому клейма ведущих фарфоровых заводов СССР необходимо изучать внимательнее всего.

Читайте так же:
Кладочная смесь монолит для кирпича

Императорский фарфоровый завод, в советские годы известный как Ломоносовский или Ленинградский является безусловным лидером мировой керамической индустрии. Основанный в 1774 году, он непрерывно работает на протяжении 250-и лет, меняя в ходе истории, как названия, так и маркировку.

Ретроспектива по годам:

В 1917 году главный поставщик фарфора для императорского двора был национализирован новой властью. На изделиях этого периода изображался двуглавый орёл, но без имперских регалий, в народе прозванный «ощипанной курицей» и ставился год. Использовалась оливковая подглазурная (в некоторых случаях надглазурная) краска.

В 1918 году предприятие получило новое название – Государственный фарфоровый завод, которое носило до 1925 года. Клейма на фарфоре, согласно каталогам СССР, отличались большим разнообразием. На них появилась советская атрибутика – изображение серпа и молота, выполненное в характерной для агитационного фарфора манере. В 1921 году ставились специальные метки: «В помощь голодающим Поволжья», напоминающие о массовой катастрофе, охватившей 35 губерний России. Для маркировки использовалась синяя, чёрная, оливковая и тёмно-зелёная краска.

В 1925 году к юбилею Российской академии, заводу присвоили имя М. В. Ломоносова, а также сменили название на Ленинградский. Соответственно, аббревиатура выглядела как ЛФЗ, что до сих пор вызывает путаницу при атрибуции. В каталогах можно встретить расшифровку и Ломоносовский, и Ленинградский фарфоровый завод, хотя речь идёт об одном и том же предприятии.

Клейма ЛФЗ по годам

Аббревиатура на маркировке выглядела по-разному, наносилась только вручную, единого стиля не было. На супрематическом фарфоре стоял экспортный знак «Made in Russia. USSR»

С 1936 года используется клеймо, разработанное художницей Анной Яцкевич – автором знаменитой «Кобальтовой сетки». Виньетка с аббревиатурой «ЛФЗ» и разными дополнениями просуществовала до 2005 года, пока заводу не вернули первоначальное название «Императорский».

Клейма ЛФЗ по годам

В середине 30-х годов стали использовать разный цвет подглазурных и наглазурных красок, в зависимости от сорта изделий:

  • I – красная;
  • II – синяя;
  • III – зелёная.

Кроме того, присваивались группы сложности, определяемые по качеству росписи: от 6 до 15. Уникальные шедевры маркировались надписью: «ВНЕ ГР.». Для продукции, поставляемой на экспорт, дополнительно использовался штамп «Made in USSR».

Фарфор Вербилки

Старейшее российское фарфоровое предприятие было открыто обрусевшим шотландским купцом Фрэнсисом Гарднером в 1766 году, а позднее перешло к семье Кузнецовых. Сегодня оно называется по «месту прописки» – Вербилки. Изначально фабрика ориентировалась на немецкие образцы, в частности на мейсенскую продукцию, и прославилась высочайшим качеством. После 1917 года получила название Димитровский фарфоровый завод (ДФЗ), продолжая лучшие традиции основателей.

Клейма по годам:

С 1917 по 1940 годы использовались клейма с советской символикой – государственным гербом или только серпом и молотом, а также надписью: «Димитровская фабрика (завод)» в разных вариациях. Применялись золотая, красная, синяя и зелёная надглазурные краски.

С 1940 по 1954 годы герб в центральной части клейма заменяет стилизованный чайник с изображением серпа и молота.

Читайте так же:
Как убрать грязь с кирпича

1954 – 1965 годы: появляется вертикальный логотип ДФЗ с полукруглой подписью «Вербилки». Используется общепринятое цветовое разделение по сортам. Для экспортных вариантов дополнительно предусмотрена маркировка «Made in USSR».

С 1965 по 1991 годы на продукции ставился знаменитый логотип – нарисованный от руки лось с буквой «В». Иногда это клеймо на фарфоре времён СССР называют «оленем».

Клейма ДФЗ Вербилок по годам

Следует понимать, что изображение лося на маркировке свидетельствует о достаточно позднем происхождении фарфорового изделия – не раньше 1965 года. И стоить, как антиквариат оно не может.

Гжель

Производство фарфора с колоритной кобальтовой росписью, объединённого ёмким словом «Гжель» было восставлено после долгого перерыва в середине XX века. Тогда же на изделиях, выпускаемых несколькими художественными артелями Раменского района Подмосковья, появилась соответствующая маркировка.

В 1940 – 1950 годах ставилось клеймо «Артель художественная керамика», вписанное в два усечённых овала. Использовалась преимущественно красная надглазурная эмаль.

Далее вплоть до 1960 года на изделиях проставлялась аббревиатура «Х/К». Помимо красной надглазурной эмали изредка применялся оксид железа, после обжига дававший серо-зелёный оттенок.

В 1960 году логотип заменили надписью: «Гжель ТЗ» оливкового цвета в треугольнике, повёрнутом вершиной вниз. Клеймили только «бельё» – уже глазурованную продукцию.

Клейма Гжель по годам

После 1972 года разрозненные артели народных промыслов объединились под общей торговой маркой ПО «Гжель». Новый логотип напоминал прежний, только треугольник развернули наоборот и вместо букв «ТЗ» стали рисовать стилизованную уточку.

С 1986 года и вплоть до развала Союза в 1991 году, использовался единый товарный знак «Гжель», наносимый подглазурной кобальтовой краской. Выполнялся он псевдославянской вязью.

Клейма Гжель по годам

В период перестройки мастера Гжели либо продавали подлинные штампы с клеймами, либо сами маркировали «бисквитную» продукцию (после первого обжига), которую затем расписывали люди, далёкие от художественного промысла. Поэтому при покупке легендарной кобальтовой посуды и малой пластики нужно проявлять особое внимание к деталям, не доверяя исключительно оригинальной подписи.

Дулёво

Кузнецовская фарфоровая фабрика в Ликино-Дулёво прославилась именно в советскую эпоху. Посуда с агитационным декором или статуэтки, изображающие бытовые сценки, высоко ценятся коллекционерами и активно подделываются фальсификаторами.

В отличие от других производителей, переименованная после 1917 года в Дулёвскую фабрика, редко меняла клейма. В настоящее время используется видоизменённый товарный знак 1964 года – сидящий сокол, разработанный ведущим скульптором-анималистом предприятия А. Г. Сотниковым.

Другие виды маркировки в хронологическом порядке:

С 1918 по 1919 годы использовались символы серпа и молота, окруженные новым названием завода.

В 1920 – 1931 годах вверху появилась аббревиатура Р.С.Ф.С.Р., а наименование предприятия стали размещать на ленте внизу.

Параллельно с этим существовали и другие виды маркировки, например, полное изображение герба над названием завода в овальной рамке. Или круговая надпись: «Ф-ка им. газеты Правда Дулево» с серпом и молотом в центре.

1931 – 1934 годы – в клеймении обязательно присутствовала аббревиатура РТФ – Росфарфортрест. Для экспорта был разработан более сложный вариант: чайник в окружении лавровых ветвей с надписью: «Росфарфор» и полным названием завода.

Читайте так же:
Кирпич облицовочный гладкий шоколад керма

Клейма фарфора Дулёво по годам

Затем до 1952 года использовались простые маркировки: «Дулево», «ф-ка Дулево» или «завод Дулево».

С 1952 по 1964 годы – проставлялся логотип «ДЗ Дулево» и сорт изделий.

С 1964 года на продукции появился фирменный сокол.

Первомайский фарфоровый завод

Предприятие в посёлке Песочное Ярославской области не так известно, как ИФЗ или Дулёво, но оставило не менее яркий след в истории советского фарфора. Коллекционеры ценят малую пластику, выпускавшуюся ПФЗ в 1936 – 1970 годах. В основном это – жанровые сценки, композиции по произведениям русских классиков, а также спортивная и детская серии.

Клейма ПФЗ по годам

Завод трижды кардинально менял маркировку: в 1930, 1952 и 1976 годах. Изображения наносились только назглазурными красками, цвет которых зависел от сорта продукции:

Столовый сервиз

Чтобы оценить сервиз, нужно посмотреть на клеймо и монограмму — они помогут понять, какая фабрика изготовила блюдца и чашечки, и узнать имя художника, что их расписывал. Некоторые клейма встречаются редко — именно от этого и будет зависеть цена всего сервиза.

Вербилки. Фарфоровый завод в поселке Вербилки, что в Московской области, был основан в середине 18 века Францем Гарднером. До революции 1917 года эта мануфактура делала сервизы из тончайшего фарфора, статуэтки и предметы быта для царского двора и обеспеченных людей. Посуда Гарднеровского периода высоко ценится и сейчас: чайный сервиз 1870—1890 годов из 11 предметов стоит 90 000 Р .

После революции завод стал называться Дмитровским, а посуда его производства приобрела новые клейма: до 40-х годов герб СССР, до 1954 года изображение чайника в овале, до середины 60-х аббревиатура ДФЗ , а вплоть до 1991 года в качестве фирменного клейма использовали изображение лося.

Ценятся довоенные сервизы: чайный набор на 6 персон 1930-х годов можно продать за 45 000 Р , а вот сервиз с клеймом лося 60—70-х годов стоит всего 1000 Р .

Дулево. Дулевский фарфоровый завод получил такое название после национализации в 1917 году, до этого он именовался фабрикой Кузнецова. Посуда кузнецовского периода украшала императорские столы, но сейчас полные сервизы с клеймами «ЗК » или «Фабрики Кузнецова» в продаже найти сложно, их сохранилось не так много.

За дореволюционные молочник или сахарницу можно выручить около 3000 Р .

На клеймах советского периода исчезла фамилия основателя, зато появились серп и молот, пятиконечная звезда и надпись «Дулевский фарфоровый завод». Посуда с таким клеймом не ценится коллекционерами, тем не менее сервиз можно продать за 3000—5000 Р .

Сервизы, которые выпущены к памятным датам — Олимпиаде-80 , годовщине Октябрьской революции, — стоят дороже. Например, полный комплект чайного набора из тонкого костяного фарфора с золотой надписью «Москва-80» можно продать за 10 000—12 000 Р .

Читайте так же:
Кирпич силикатный с колотой поверхностью полнотелый

Сервиз «Мадонна». Легендарный сервиз из ГДР, о котором мечтали многие советские граждане, сейчас может стоить и пару тысяч, и несколько средних зарплат. Цена зависит от производителя, возраста и сохранности: чем сервиз старше, тем дороже можно продать.

Узнать возраст поможет клеймо «Кахла»: в 40—50-е годы оно выглядело как герб с надписью KAHLA по диагонали, в левом верхнем углу была изображена елочка, а в нижнем правом углу — шестиконечная звезда. Позже клеймо стало напоминать корону в круге, а слово «Кахла» писали строго горизонтально. Сервизов с «елочкой» практически не осталось. Если у вас именно такой, не спешите продавать его за пару тысяч.

Сервиз «Мадонна» выпускали вплоть до девяностых годов прошлого века, особенно большими тиражами — в семидесятые. Тогда его делала фабрика Stadtilmer Porzellan и ставила клеймо ST–P. Но не стоит ожидать, что удастся продать сервиз дороже 10 000—15 000 Р , потому что их сохранилось немало.

нет, все что есть лучше не продавать))) потом просто такое кач-во не укупишь)) особенно касается хорошей нержавейки в столовых приборах.

Как по мне все эти вещи представляют семейные реликвии, и в какой то мере, это память о наших предках, артефакты ушедшей эпохи. Это конечно не значит, что весь бабушки сервиз с "германской стенкой" должен переехать в вашу квартиру, нет. Но наживаться и строить на этом капитал, ну это надо быть конченным человеком. Дай вам волю, вы и дедушкины фронтовые медали продадите.

Чайная пара Вербилки 60-е годы 20-го века продана за 1000руб нп Авито

нет, но хочеться продать

наша посуда почему то мало ценится

Татьяна, ну так качество и разнообразие сори. пару примеров:

1. самый "престижный" совковый фарфоровый завод ЛФЗ начал выпуск костяного фарфора только в 60х годах 20 века. Пользуясь всей мощью науки 20 века и химпромом дотянули % костяной муки до 45 в массовых изделиях — минимальный процент чтоб фарфор назывался костяным. это визитная карточка союза.

А англичане изобретатели современного костяного фарфора за 200 лет до этого уже откатали свою технологию до использования 50-55% костяной муки в черепке. (не путайте с яичным китайским. хотя англичане и пытались повторить его но повторили так что именно их фарфор это норма и костяной а не изначальная китайская технология — до 30%)

2. Качество изделий и особенно черепка начинает резко падать после 60 какогото там года и потом второе катастрофическое падение после 80-го (на самом деле после карибского кризиса и боинга с афганом). это и звук и форма в том числе толщина и белизна. то серый черепок то незвучит. ну и разнообразие деколей и пигментов.. Санкции

3 отдельная пЭстня это партия и ее диктат. пару примеров:

Читайте так же:
Кирпичи тебе 30 лет

— Фаянсовому заводу будды было предписано массово производить фаянс "сельского" дизйна. В плохомы смысле этого слова. хотя у них были разработаны и понемногу выпускались классические дизайны и дизайны в стиле немецкого и английского однотонного фаянса с пасторальныйми изображениями (не знаю как называется стиль). и именно их сейчас как винтаж покупают иностранцы на том же Etsy. а обычный сельской — нет спасибо.

— киевский завод так и держали с малыми партиями в статусе эксперементального. хотя именно он спас петрикивский роспыс от забвения и разрабатывал наиболее оригинальные рисунки и формы.

— кремгэс — тонкие росписи достойный черепок и лучший эностиль в ссср. у других массовых производителей либо роспись грубее (даже у вербилок) либо нет такой повальной массовой росписи. тот же Киев делал великолепную роспись но это не массовые изделия. Тонкя роспись у ленинграда но это больше исключение их массовый продукт с деколями.

и что кремгэс? а они так и не получили нормальные линии для штамповки фарфора из за этого форма их изделий не идеальная. (исправленно) Сам черепок белый звонкий. прямо сейчас у меня в обиходе их доливной чайник и ленинградский экспортный НЕ костяной сервиз (лучистый). только что перепроверил и переписал. кремгэсовская фарфоровая масса белее звонче и вопреки тому что писал вначале — в ленинградском экспортном вкрапления а в кремгэсовском их нет. (сори был неправ относительно кремгэса). НО форма всё же не выдержана. у кремгэса до 1 мм смещения..

Очень часто чуть неоднородная глазурь. даже у ленинградского. У корыстыня глазурь идеальна но они больше были по ширпотребу — их "парадные" сервизы в продаже почти отсутствовали. (дописано)

Опять же коростень разработал внутриглазурное золочение. Это нынешняя гордость не кого нибудь а мейсена. Да похуже мейсена но всё же устойчивое золочение это неимоверное достижение! И.
И использовали эту технологию не на дорогих сервизах способных принести славу производству а на ординарных тарелках для ежедневного использования.

Даже то что было сделанно хорошо, вот реально безупречно — всё было однотипным. нет разнообразия. всё одинаковое а чтото необычное было редкостью.. под конец в 90х дряная глиняная кружка больше ценилась чем обычная приевшаяся фарфоровая из магазина.

И последнее — сравните советские статуэтки при всей их оригинальности с изделиями Европы. Извините но нет. Массовый продукт совершенно разного уровня. Скупльптурная работа над лицами.. Тонкость лепки (у них прям кружево и лепестки), окраска.. посмотрите и вы все поймете сами

picclick com /Antiques/Decorative-Arts/Ceramics-Porcelain/Figurines/

picclick com /Antique-Bisque-Porcelain-Art-Nouveau-Style-Woman-in-203186813569.html#&gid=1&pid=1

picclick com /LARGE-Antique-Austrian-Deco-Goldscheider-Josef-Lorenzl-Ceramic-184542428725.html

Ну и опять же шероховатость края кружек чашек в СССР. Даже относительно дорогих. Даже самой любимой отцовской кружки — в мас маркете это.. странно.

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector